Фотоаппарат «Москва-4» - Музей Агафонов С.Л.
Экспонат

Фотоаппарат «Москва-4»

Фотоаппарат - один из необходимых инструментов для архитектора, тем более архитектора-реставратора. Широкоплёночным аппаратом «Москва-4» можно было сфотографировать (без перемотки плёнки) всего 8 кадров форматом 6 х 9 см, поэтому каждый снимок был уже произведением искусства.

Если архитектор куда-то едет, то он, конечно, едет с фотоаппаратом. Зафиксировать для себя архитектурные объекты, их детали и конструкции, сооружения, находящиеся в других городах, а тем более, странах – очень существенный момент для самообразования и профессионального развития. Не менее важный аспект документальной фотосъёмки построек – это их фиксация на конкретный временной период. Такие фотографии незаменимы в работе реставратора. Именно благодаря архивным фотографиям был восстановлен исторический облик многих памятников архитектуры. И здесь очень важна правильная и своевременная атрибуция снимков.

Если сейчас, в эпоху цифры, мы можем делать десятки, сотни и тысячи кадров, чтобы потом выбрать лучшие, то плёночный (а тем более – широкоплёночный) фотоаппарат обязывает ответственно относиться к каждому кадру. У Святослава Леонидовича бросовых кадров просто не было, они все были сняты со смыслом, каждый снимок выверен – по задаче, по сюжету, по композиции. После проявки плёнки негативы определялись по конвертам; каждый конверт был подписан (место, наименование объекта съёмки, дата, фотограф) и снабжён контрольным отпечатком.

Фотоаппарат «Москва-4» прослужил почти 50 лет. Сделанные с его помощью фотографии сыграли свою роль для решения профессиональных задач не только в деятельности С.Л. Агафонова, но и в совсем недавнее время. Так, например, благодаря сделанным в середине – второй половине ХХ века снимкам, при работе над проектом реставрации церкви Иоанна Предтечи в селе Хирино (Нижегородская область, Шатковский район) удалось с большой достоверностью определить облик, формы и пропорции ряда утраченных впоследствии первоначальных частей и деталей этого уникального по своей архитектуре храма.